Авторы — члены Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»[1]:
Степан Левин, директор департамента внутреннего аудита
Олег Свиридов, начальник отдела внутреннего аудита
Николай Белых, директор по внутреннему контролю и аудиту
Введение
Для внутреннего аудита актуальным является вопрос эффективного распределения ресурсов, грамотного выбора процесса или объекта предоставления независимых гарантий в условиях ограниченности ресурсов и для покрытия существенных рисков. Планирование внутреннего аудита должно носить системный характер, т.е. это постоянный подпроцесс функции внутреннего аудита, основанный на выявлении и приоритезации тем аудита на основе риск-ориентированного подхода в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита (МПСВА):
2010 |
Планирование |
Руководитель внутреннего аудита должен составить риск-ориентированный план, определяющий приоритеты внутреннего аудита в соответствии с целями организации. |
|
2010 А1 |
План работы внутреннего аудита должен основываться на формализованной оценке рисков, проводимой по крайней мере один раз в год. При составлении плана должно учитываться мнение высшего исполнительного руководства и Совета. |
||
2010 А2 |
Руководитель внутреннего аудита должен выяснить и учесть ожидания высшего исполнительного руководства, Совета и других заинтересованных сторон касательно выражения мнения, и формирования выводов внутреннего аудита. |
Для решения данной задачи могут использоваться различные инструменты. Одним из таких инструментов является формирование службой внутреннего аудита карт рисков.
Следует отметить, что в структуре компании может существовать подразделение по управлению рисками, которое на постоянной основе формирует перечень ключевых рисков, совместно с владельцами этих рисков осуществляет их мониторинг по соответствующим ключевым показателям и разрабатывает методы управления рисками. Вместе с тем, по нашему мнению, наличие такой деятельности не снимает с внутреннего аудита обязанности по проведению формализованной оценки рисков компании, тем более что при составлении карты рисков внутренний аудит использует иные процедуры, о которых и пойдет речь ниже.
Процедуры формирования карты рисков
Карта рисков во внутреннем аудите – это наглядная визуализация существующих рисков компании с учетом вероятности и существенности, применяется чтобы:
-
выявить рисковые зоны организации;
-
сопоставить риски с процессами и объектами;
-
зафиксировать выявленные риски;
-
использовать для формирования программ внутреннего аудита;
-
использовать в риск-ориентированном планировании деятельности внутреннего аудита и др.
В целях реализации риск-ориентированного подхода к планированию и заполнения карты рисков можно использовать различные процедуры.
Непрерывный мониторинг операционной и инвестиционной деятельности организации и бизнес-направлений
1. На основе анализа информации, получаемой в ходе оперативных совещаний, заседаний различных коллегиальных органов (стратегических и управляющих советов, комитетов и комиссий по функциональным направлениям и т.п.), ежегодных исследований ожиданий топ-менеджмента относительно деятельности внутреннего аудита, индивидуальных встреч руководителя службы внутреннего аудита с высшим руководством организации, из презентационных материалов функций, данных информационных систем, отчетов об исполнении инвестиционных программ, программ капитального строительства, материалов консалтинговой деятельности, материалов проверок внешних надзорных органов и др.[2], проводится описание выявленных проблем, рисков по проблемам, формулируются предложения о проведении контрольных мероприятий, данные могут агрегироваться в рабочей форме. Примерные поля такой формы приведены ниже:
-
проблема/риск;
-
организация (применительно к группам компаний);
-
функция/подразделение (функция/подразделение – источник риска);
-
описание проблемы/риска;
-
источник информации;
-
возможные последствия;
-
возможный заказчик;
-
критический риск;
-
влияние на стратегические параметры;
-
влияние на значимые проекты.
2. «Тепловые карты» организаций и бизнес-направлений, составленные по результатам ранее проведенных внутренних аудитов и экспертно-аналитических мероприятий.
Пример заполнения «тепловой карты»:
Коммуникации с владельцами ключевых рисков организации
Для более полного наполнения карты рисков стоит также использовать обратную связь со стороны владельцев процессов по проблемам и рискам, выявленным службой внутреннего аудита, а также дополнительную информацию владельцев рисков, направляемую по запросу службы внутреннего аудита. Важно отметить, что запрашивать такую информацию необходимо на систематической основе, с периодичностью не реже одного раза в полугодие.
Пример формы такой обратной связи приведен ниже:
№ п/п |
Наименование объекта контроля (организация, структурное подразделение, процесс) |
Тематика проверки (вопросы, подлежащие проверке) |
Период |
Обоснование необходимости проведения проверочного мероприятия |
Ключевые риски* |
Оценка риска** |
Рекомендуемые сроки проверки |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые риски:
-
Риск снижения валютных доходов
-
Риск снижения внутрироссийских доходов
-
Инвестиционные риски
-
Риск ликвидности
-
Риск управления запасами
-
Риск закупочной деятельности
-
Финансовые риски
-
Риски персонала
-
Репутационные риски
-
Риски управления и делегирования
-
Риски снижения генерации электроэнергии в результате простоя оборудования
-
Товарные риски
-
Риски технологии и инноваций
-
Социально-политические и регуляторные риски
-
Риски утраты активов
** Оценка риска:
3 – существенный риск
2 – средний риск
1 – низкий риск
Обязательно учитываемые риски
При планировании и составлении карты рисков службе внутреннего аудита стоит выделить ряд критичных рисков, которые присутствуют постоянно. У каждой компании будет свой набор таких рисков. В список могут быть включены риски разного характера, которые зависят в том числе и от отраслевой специфики, например:
-
различные ключевые комплаенс-риски;
-
риски с низким шансом реализации, но с катастрофичными для компании последствиями;
-
риски с высоким шансом реализации, которые, реализовавшись поодиночке, возможно, не принесут ощутимого вреда, однако в сумме дадут серьезный ущерб.
В нашей практике при формировании карты рисков в обязательном порядке учитываются:
- риски с нулевой готовностью (неприемлемые риски, риск-аппетит по которым не устанавливается, например, недопустимость снижения индекса доверия атомной отрасли, недопустимость коррупционных проявлений и нанесения ущерба активам, недопустимость нарушения принципов Глобального договора Организации Объединённых Наций в области соблюдения прав человека и трудовых отношений и в области охраны окружающей среды, недопустимость снижения научно-технологического потенциала в виде людей и процессов научного и технологического поиска, недопустимость невыполнения социальных обязательств и др.)
-
риски достижения целей устойчивого развития;
-
критические риски достижения стратегических целей;
-
риски в области реализации значимых проектов.
Ниже приведены области устойчивого развития для оценки рисков и включения в карту рисков организации:
Области устойчивого развития |
Описание |
Окружающая среда: |
|
Энергопотребление |
Потребление энергетических ресурсов в атомной отрасли (в сопоставимых условиях), энергосбережение и энергоэффективность |
Управление климатическим воздействием |
Процессы организации, направленные на управление влиянием организации на климат, содействие борьбе с изменением климата на национальном и глобальном уровнях, в том числе через стремление к использованию в своей деятельности лучших российских и международных природоохранных практик |
Экологический менеджмент |
Часть системы управления организации, направленная на реализацию положений экологической политики организации |
Предотвращение загрязнения окружающей среды |
Деятельность организации в области предотвращения и управления авариями и загрязнениями, связанными с операциями, которые воздействуют на окружающую среду. |
Биоразнообразие |
Деятельность организации, оказывающая влияние на разнообразие жизни во всех её проявлениях, а также показатель сложности биологической системы, разнокачественности её компонентов. |
Водопотребление |
Управление как своим потреблением воды, так и своими выбросами в водные источники |
Выбросы в атмосферу |
Деятельность организации, связанная с выбросами в атмосферу (помимо тех, которые связаны с потреблением энергии) |
Управление отходами |
Управление опасными и неопасными отходами, образующимися в процессе производства, в том числе использование и утилизация продукции. |
Реорганизация (соц. ответственность) |
Сохранение занятости и социальных гарантий работников при проведении реорганизации |
Предотвращение нарушения условий труда для здоровья и безопасности сотрудников |
|
Трудовые отношения |
Процессы в области взаимодействия работника и работодателя, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции за заработную плату (в рамках требований трудового законодательства) |
Обучение и развитие |
Процессы, направленные на формирование у сотрудников специальных знаний, умений и навыков, которые позволяют повышать результативность и производительность трудовой деятельности, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности с целью достижения стратегических целей организации. |
Недопущение дискриминации |
Предотвращение гендерной дискриминации на рабочем месте, а также другие виды дискриминации, которые касаются условий труда, профессиональной подготовки, продвижения по службе, оплаты труда и других льгот |
Права человека |
Соблюдение прав человека, закрепленных во 2 главе Конституции РФ, во Всеобщей декларации прав человека (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др.) |
Права трудящихся |
Соблюдение прав сотрудников в области свободы ассоциации/ объединений и права на ведение коллективных переговоров (соблюдение требований коллективного договора) |
Управление: |
|
Антикоррупционные практики |
Анализ построения процессов в компаниях для недопущения любых форм коррупции (взятки, легализация незаконных доходов, политические пожертвования, вымогательства, хищение имущества, мошенничество, платежи за упрощение формальностей и пр.) |
Управление цепочкой поставок, закупочные процессы |
Анализ включения в контрактные условия: экологических требований, опросы поставщиков/анкеты для поставщиков, поддержки поставщиками в применении системы экологического менеджмента; обучения / повышения информированности сотрудников, отвечающих за закупки; процедуры реагирования на несоблюдение требований поставщиками (повторные аудиты, повторное обучение, возможное расторжение договора); социальных стандартов в цепочке поставок |
Недобросовестная конкуренция |
Любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. |
Безопасность продукции |
Реализация единой отраслевой политики ГК в области промышленной безопасности, реализация гос. политики в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. Управление безопасностью в атомной отрасли. Предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий аварий, обеспечение аварийной готовности и гражданская оборона |
Соблюдение деловой этики |
Анализ предупреждения рисков, возникающих в связи с нарушением законодательства и этических принципов поведения, принятых в Корпорации, укрепления деловой репутации и внедрения ценностей Росатом, которые отражены в Кодексе этики и служебного поведения работников ГК. |
Управление рисками |
Процесс принятия и реализации управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь проекта, вызванных его реализацией. |
Система вознаграждения |
Процессы материальной мотивации руководителей. В рамках УР важны вопросы предоставления компанией прозрачной отчетности и обоснованности вознаграждения руководителей (как долгосрочного, так и краткосрочного) |
Налогообложение |
Соблюдение организацией требований налогового законодательства (в том числе управление эффективной налоговой ставкой и ее устойчивость в долгосрочной перспективе), подхода к управлению налоговому обязательствам, учет запросов и мнения заинтересованных сторон (прозрачности) |
Пример реализации непрерывного мониторинга деятельности организации для формирования карты рисков
Одним из удобных и практичных способов сбора информации для формирования карты рисков является использование функциональных возможностей многофункционального сервиса для автоматизации бизнес-процессов – Битрикс 24.
Для этого с помощью программистов организации (или собственными силами, при наличии соответствующих компетенций) на основе Битрикс 24 формируется база данных отклонений и рисков. Эта база предназначена для обеспечения ведения на портале службы внутреннего аудита, посредством универсального списка, единой базы информации о проблемах/ рисках/ отклонениях, выявленных в результате регулярного мониторинга деятельности организации/ направлений деятельности.
Для того чтобы наполнить базу данных по каждому значимому отклонению/ риску необходимо заполнить вкладку, которая в дальнейшем переносится в итоговый отчет:
Ниже приведено описание основных полей для заполнения:
-
Название: Заполняется значимое короткое описание проблемы (3 – 7 слов).
-
Экспертное направление: Указывается направление/организация по которым выявлена проблема/риск.
-
Связь с организацией: Из выпадающего перечня выбирается наименование организации(й), на деятельность которых может влиять выявленная проблема/риск или деятельность которых создает риск.
-
Отраслевая функция: Из выпадающего перечня выбирается функция, в рамках реализации которой возникла выявленная проблема/ риск.
-
Описание проблемы: Указывается выявленная проблема. Описание по схеме: где возникла (подразделение, процесс, направление деятельности)? что является индикатором проблемы? С деятельность каких ответственных лиц связано (предварительная оценка)?
-
Источник информации указывается конкретный источник получения данных (документ, интервью, сообщение и т.д.).
-
Возможные последствия: Указываются потенциальные негативные последствия (риски), связанные с выявленной проблемой. На какие показатели эффективности деятельности предприятия оказывает влияние и как? На достижение целей конкретных проектов/ программ и как?
-
Возможный заказчик: Из выпадающего списка выбирается должностное лицо, которое заинтересовано в решении проблемы и может выступить заказчиком контрольного мероприятия.
-
Новый актив: Из выпадающего списка выбирается ответ «Да», в случае, если проблема связана с новым бизнесом – новая организация или работой нового производства/ участка/ оборудования, (введены в эксплуатацию на не более 3-х лет назад.
-
Выявление критических зон: Из выпадающего списка выбирается ответ «Да», в случае, если выявленная проблема связана с критическими рисками достижения страт. целей /условий деятельности /ключевых направлений деятельности (существенные риски невыполнения целевых показателей проектов) в зоне ответственности организации
-
Описание критических зон: Приводится описание критических зон с описанием такого влияния: какая страт. цель, страт. программа, условие деятельности, риски с нулевой готовностью и т.д. Поле обязательно к заполнению, если в поле «Описание критических зон» выбрано значение «Да».
-
Влияние на стратегические параметры. Из выпадающего списка выбирается ответ «Да», в случае, если выявленная проблема связана с влиянием на стратегические цели /ключевые проекты /стратегические программы
-
Контроль реализации значимых проектов: Из выпадающего списка выбирается ответ «Да», в случае, если выявленная проблема связана с реализацией значимых проектов
Для типизации заносимой информации необходимо использовать вспомогательные списки. Вспомогательные списки – это система преднастроенных списков, выступающих в качестве источника для заполнения основного списка или выполняющих функцию распределения прав.
Перечень вспомогательных списков:
-
Классификатор процессов содержит перечень функций, которые необходимо выбирать при заполнении основной формы.
-
Экспертное направление содержит информацию о закреплении экспертов за направлением.
-
Организации – организация, входящая в контур управления.
В результате системного внесения информации можно сделать выгрузку итогового отчета для формирования карты рисков:
№ записи |
Этап |
Кем создан |
Дата |
Экспертное направление |
Текущий статус |
Автоматически присваивается порядковый номер записи |
Проект/ Согласование/ Итог |
Указывается автор записи |
Указывается дата внесения информации |
Указывается процесс или направление |
На рассмотрении/ Принято в работу |
Продолжение таблицы
Связь с организацией |
Описание проблемы |
Возможные последствия |
Возможный заказчик |
Комментарий к полю заказчик |
Новый актив |
Указывается организация – объект проверки |
|
|
Указывается заказчик, его электронная почта |
|
Да /Нет |
Продолжение таблицы
Описание актива |
Выявление критических зон |
Описание критических зон |
Влияние на стратегические параметры |
Описание влияния |
Контроль реализации значимых проектов |
Значимый проект |
|
Да / Нет |
|
Да / Нет |
|
Да / Нет |
|
Заключение
Карты рисков, сформированные на основе всестороннего анализа потока информации о деятельности организации в совокупности с постоянными коммуникациями с заинтересованными сторонами, являются эффективным инструментом при составлении службой внутреннего аудита риск-ориентированного плана. Карта рисков службы внутреннего аудита не должна быть статичной, а обновляться по мере поступления информации, чтобы оставаться эффективным механизмом как для планирования деятельности внутреннего аудита, так и для подготовки программы аудита и проведения оценки рисков непосредственно при аудите.
[1] Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциация «ИВА»), зарегистрированная в 2000 г., является профессиональным объединением внутренних аудиторов, внутренних контролеров и работников других контрольных подразделений российских компаний и организаций. Подробности на сайте www.iia-ru.ru
[2] Перечень источников данных для анализа не является закрытым и зависит от структуры корпоративного управления в конкретной организации.