Соглашение ЕАЭС об аудиторской деятельности: что изменится для российского аудита

Соглашение ЕАЭС об аудиторской деятельности: что изменится для российского аудита

© anekdotov.net

В целом требования не меняются, сообщает Минфин. При этом, чтобы проводить аудит в ЕАЭС, достаточно состоять в российском реестре — в национальных регистрироваться не надо, и наоборот. При этом всплывает любопытный вопрос: а не будет ли позволено «иностранцам» вести аудит на финрынке в РФ без вступления в соответствующий российский реестр?

19 апреля 2022 года подписано соглашение об аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, сообщает Минфин. Участниками соглашения являются все государства-члены ЕАЭС:

  • Республика Армения
  • Республика Беларусь
  • Республика Казахстан
  • Киргизская Республика
  • Российская Федерация.

О чем документ

Урегулированы вопросы допуска аудиторов одной из этих стран к проведению аудита (участию в нем) в другой стране, то есть – требования к аудиторам. В ЕАЭС аудиторскую деятельность вправе вести лица, сведения о которых включены в национальные реестры аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов. Для ведения аудиторской деятельности на территории других государств-членов ЕАЭС не требуется проходить никакие дополнительные процедуры. Например, аудиторская организация, сведения о которой включены в российский реестр субъектов аудиторской деятельности, вправе оказывать аудиторские услуги не только в России, но и в других государствах-членах ЕАЭС (без дополнительной регистрации в этих государствах).

Кроме того, соглашение оговаривает:

  • ведение национальных реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов;
  • стандарты аудиторской деятельности;
  • вопросы независимости и профессиональной этики аудиторов;
  • институт аудиторской тайны;
  • требования к внутреннему контролю качества аудиторских услуг;
  • аудиторское заключение и аналогичные документы;
  • внешний контроль;
  • регулирование аудиторской деятельности, включая участие в нем профессиональных объединений аудиторов, взаимодействие между соответствующими органами;
  • организацию оказания аудиторских услуг – проведение обязательного аудита, ограничения, налагаемые на субъектов аудиторской деятельности, особенности такой деятельности в финансовой сфере.

«Иностранцам» всё можно?

Кстати, на последнем пункте остановимся подробнее. Соглашение не предусматривает несколько реестров (обычный, ОЗО, ОЗО на финрынке), как российское законодательство. В соглашении сказано лишь, что каждая страна вправе устанавливать дополнительные требования к аудиторам финсектора. И еще есть статья 32, которую составляли, видимо, с учетом требований к аудиторам в странах ЕАЭС – там указаны некоторые их ограничения. Там же, помимо этого, есть требование о нахождении в национальном реестре при доле участия иностранной организации выше 49%.

На этом, вроде, всё, а положения, позволяющие тем, кто состоит в российском реестре, вести деятельность в других странах ЕАЭС – зеркальное, то есть, то же самое можно сказать о реестрах других договорившихся стран. Получается, что на данный момент аудитор из одной из стран ЕАЭС вправе в том числе вести аудит ОЗО на финрынке в России? Хотя, конечно, российский закон об аудиторской деятельности это как бы пресекает (там говорится, что такие услуги вправе оказывать только внесенные в соответствующий реестр). Но международное право имеет приоритет над национальным. В общем, видимо, в этом вопросе будут иметь место споры, которые сведутся к тому, какие из норм соглашения важнее.

Ответственность там, где услуга

На этом наше «лирическое отступление» окончено, вернемся к разъяснениям Минфина. Аудиторская деятельность в ЕАЭС должна подчиняться международным стандартам аудиторской деятельности и кодеку этики профессиональных бухгалтеров, принятыми Международной федерацией бухгалтеров.

Внешний контроль проводят национальные контролирующие органы как в отношении зарегистрированных ими аудиторов, так и в отношении иностранных, оказывающих аудиторские услуги в данном государстве. Например, российский контролирующий орган будет проверять как российские аудиторские организации, так и аудиторские организации из других государств-членов ЕАЭС, оказывающих аудиторские услуги на территории РФ.

Ответственность применяется в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого совершено нарушение. В том числе, к «иностранцам» применяются все меры воздействия, предусмотренные законодательством государства, где оказана услуга. Например, меры воздействия к российской аудиторской организации, ведущей аудиторскую деятельность в России и в других государствах-членах ЕАЭС, могут быть применены как российским контролирующим органом, так и контролирующими органами других государств-членов ЕАЭС (в отношении аудиторских услуг, оказанных на территории этих государств).

В целом соглашение не изменяет условия допуска к осуществлению аудиторской деятельности и ведения этой деятельности в РФ, пишет Минфин.

Соглашение в целом вступит в силу через 10 дней после того, как все договорившиеся страны проделают все необходимые процедуры.

Позднее государствами-членами ЕАЭС будет заключено также соглашение об административном сотрудничестве в области аудита. Оно призвано определить порядок взаимодействия между регулирующими органами государств-членов ЕАЭС, в том числе, ответственными за ведение реестров и за внешний контроль качества работы (сообщение ИС-аудит-54).

Комментарии закрыты