Проверка должна будет проводиться аудиторской организацией, и заключение должно будет составляться по стандартам аудиторской деятельности и должно будет содержать мнение о достоверности указанного отчёта.
Госдума приняла в первом чтении законопроект с поправками в два закона: о порядке формирования и использования целевого капитала НКО и об аудиторской деятельности (638761-8).
НКО – собственник целевого капитала в настоящее время должна обеспечить проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, распределением дохода от него, если балансовая стоимость имущества превышает 20 млн рублей.
Это правило предлагается отменить и вместо него установить норму об обязательной проверке годового отчёта о формировании, пополнении (и так далее) целевого капитала. Это не будет касаться специализированных организаций управления целевым капиталом. Указанная проверка, которая заменит ныне установленный обязательный аудит, будет проводиться также при балансовой стоимости имущества от 20 миллионов рублей. Проверка должна будет проводиться аудиторской организацией, и заключение должно будет составляться по стандартам аудиторской деятельности и должно будет содержать мнение о достоверности указанного отчёта.
Критерий, при котором управляющая компания должна будет обеспечивать проверку своего отчёта по управлению имуществом, останется прежним – 45 млн рублей. При этом обязательный ныне аудит также будет заменён на проверку, которую будет проводить аудиторская организация.
Кроме того, для получателей дохода от использования целевого капитала, которые не являются его собственниками, устанавливается новое требование к аудиторскому заключению: оно должно будет содержать мнение о соблюдении данным получателем дохода порядка использования этого дохода, установленного законом. Остальное по существу останется так же, как и сейчас: аудит – от 5 млн финансирования.
Замену аудита проверками авторы объясняют тем, что закон о бухучете не предусматривает «бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с ….«. Есть эта отчетность как таковая, без указания на связь с чем-либо.
Пунктом 4 статьи 4 закона об аудиторской деятельности сейчас установлено, что индивидуальный аудитор вправе вести аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги, если иное не предусмотрено данным законом. Добавят: «другими федеральными законами». Где «иное предусмотрено», там ИА проводить аудит и оказывать прочие услуги не вправе. То есть, получается, этот запрет предложено расширить за счет сферы действия других законов. Сейчас упомянутый выше аудит в отношении НКО индивидуальным аудиторам не запрещен. Проверки, которыми этот аудит заменят, будут проводить только организации. Отсюда и указанная поправка.