Опубликован рейтинг аудиторских компаний Урала и Западной Сибири


Законодатель заложил основы для кардинальной трансформации рынка аудита. Отрасль ждут отток мелких игроков и консолидация.

Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги ежегодного исследования ау­ди­­тор­ско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири. 

В этом году проект отмечает юбилей — 20 лет. В мае 2003 года в журнале «Эксперт-Урал» впервые был опубликован рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний региона. С тех пор мы регулярно отслеживаем тенденции развития этого важного, на наш взгляд, сектора экономики.

Аудиторский 2022 год

В текущем исследовании по итогам 2022 года анкеты для участия предоставили 16 компаний, почти все они принимают участие в рейтинге более пяти лет подряд.

Суммарный объем выручки аудиторско-консалтинговых организаций увеличился на 16,2% и составил 1,3 млрд рублей. Годом ранее участники рейтинга заработали 1,1 млрд рублей. С учетом инфляции (11,9%) рынок показал рост всего на 4,3%. Заметим, однако, что это лучше показателей предыдущего исследования. По итогам 2021 года компании-участники показали совокупный рост на 6,8% при инфляции 8,4%.

Основной вклад в совокупный результат нынешнего рейтинга внесли четыре компании-лидера. Суммарно их доход составляет 62% от общего объема выручки по всему списку. И за год их выручка увеличилась на 152 млн рублей.

В целом 11 из 16 участников исследования завершили 2022 год с приростом доходов. Это можно считать хорошим результатом. Самую высокую динамику выручки показала группа компаний «Партнерство Маминой», этот участник рынка нарастил доходы на 40%. Но и для тех, кто ушел в минус, потери не назовешь катастрофическими, снижение не превысило 15%. 

Суммарная выручка от аудиторских услуг, заработанная участниками рейтинга в 2022 году, составила 342,7 млн рублей, это 27% от общего дохода аудиторских организаций. И это самый низкий показатель доли аудита в совокупной выручке участников рейтинга за последние пять волн исследования.

Традиционно ведущей практикой является общий аудит, в 2022 году на него пришлось 94% совокупной выручки от аудита (342,7 млн рублей). Это составляет четверть суммарной выручки компаний-респондентов. Динамика доходов от этой практики составила плюс 3,3%.

На аудит финансовой сферы пришлось в совокупной выручке 1,6%, в выручке от собственно аудита — 6%, участники исследования показали темп роста этой практики на уровне 11,6%.

Доля услуг в области МСФО составляет 6,6% в совокупных доходах от аудиторских услуг: восемь компаний-участниц рейтинга, оказывающих эти услуги, заработали на них 22,5 млн рублей, что на 13% больше выручки от практики годом ранее. Наиболее востребованной услугой в области МСФО остается аудит: на него пришлось 84% совокупной выручки от практики. Спрос на услуги по трансформации отчетности и консалтинг находятся на более низком уровне: на них приходится соответственно 10% и 6% от совокупной выручки от услуг по МСФО. Услуги по оценке для целей МСФО участники рейтинга в 2022 году не оказывали. 

Обычно падение спроса на аудит компании компенсируют ростом активности в сегменте консалтинга. Такой тренд мы видим и в 2022 году.

Самый большой объем выручки участников рейтинга приходится на финансовый консалтинг — 298,6 млн рублей, доля этой практики составляет 27,2% в структуре общей выручки. Второй по величине — юридический консалтинг. На этом сервисе компании заработали 207 млн рублей (13,9% их совокупного дохода). Сектор услуг в области налогового консалтинга принес аудитор­ско-консалтинговым компаниям 160,2 млн рублей (13,3% от их общей выручки).

Кадровый состав участников рейтинга не изменился: численность специалистов, состоящих в штате, составила 565 человек, в том числе аттестованных аудиторов в штате участников исследования по итогам прошлого года было 180 человек. Среди них единый аттестат имеют 67 человек. Средняя выручка на одного специалиста за год составила 2,09 млн рублей.

Законодательный стресс-тест 

Санкционное давление не прошло мимо аудиторско-консалтинговой отрасли. Однако, в отличие от многих секторов российской экономики, этот фактор стал больше стимулом, чем ограничением. На рынке аудита исторически доминировали иностранные игроки, так называемая «Большая четверка» (Deloitte Touche Tohmatsu, Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG), а сейчас они закрыли свои офисы в России и создали на их основе структуры в российской юрисдикции. Часть клиентов при этом они потеряли. «Но подхватить эту клиентскую базу смогли только крупные российские аудиторские компании», — отмечает директор Аудиторской бухгалтерской компании «Счетовод» Юлия Мазеина.

«Большая четверка» аудиторов перегруппировалась, на этом фоне крупные федеральные и региональные игроки стали формировать новую маркетинговую политику продвижения», — добавляет генеральный директор компании «Инвест-аудит» Егор Чурин.

По мнению участников исследования, гораздо большее влияние на рынок оказали законодательные изменения, чем геополитические факторы. 

Законодатель, в частности, повысил требования по численности штатных аудиторов. Теперь в штате должно быть не менее трех аттестованных аудиторов по основному месту работы. Это означает, что компаниям больше не выгодно привлекать совместителей. И это требование выдержали далеко не все игроки: на начало 2020 года на рынке было 3,9 тысячи аудиторских компаний, на конец 2022-го их осталось 2,4 тысячи.

«С рынка ушли в основном малые компании, при этом серьезно укрепились позиции топ-30 аудиторских консалтинговых групп», — формулирует следствие законодательных новаций Егор Чурин. 

По оценке руководителя группы компаний «Партнерство Маминой» Ирины Маминой, законодательные изменения в аудите привели к уходу с рынка практически трети мелких игроков: «Самоочистка рынка еще не завершена, и будет продолжаться в дальнейшем». 

Поляна вроде бы расчистилась, но проблема в том, что клиентов на ней больше не стало. Законодатель сузил круг предприятий, которым нужно в обязательном порядке подтверждать отчетность. Из перечня таких организаций исключены предприятия с выручкой до 800 млн рублей в год и стоимостью активов до 400 млн рублей. Отчетность также не нужно подтверждать малым акционерным обществам, за исключением публичных. И это второй серьезный вызов для отрасли.

По словам Юлии Мазеиной, в первое время по этой причине, конечно, произошел резкий отток клиентской базы: «Но буквально через два-три месяца мы увидели рост спроса на инициативную проверку. Эйфория от снятия обязательств по аудиту у малого бизнеса быстро прошла, появились опасения за налоговое здоровье компании».

Кроме того, законодатель разделил требования к аудиторам в зависимости от статуса аудируемых организаций. В один реестр под контролем ЦБ включены организации для проведения аудита финансовых компаний. Во второй, под эгидой Федерального казначейства, вошли компании, которые могут вести аудит общественно значимых организаций (ОЗО). Остальные аудиторы, не включенные в эти два реестра, смогут осуществлять аудит только тех компаний, которые не отнесены к категориям финансовых и ОЗО.

Ирина Мамина полагает, что формирование отдельных реестров также структурировало аудиторский рынок.

И все эти изменения обострили и без того болезненную проблему кадрового голода в отрасли. 

— Стали более востребованы аудиторы с единым аттестатом, и в целом рынок чувствует нехватку квалифицированных молодых специалистов, — отмечает Юлия Мазеина. 

Дефицит кадров на региональном рынке стал еще ощутимее и в силу изменения моделей организации труда. «Пандемия научила нашу отрасль эффективно работать удаленно, и столичные аудиторские компании активно приглашают на проекты аудиторов из регионов, предлагая московский уровень зарплат. На местном рынке аудиторские компании ограничены конкурентной средой в назначении стоимости услуг, и соответственно не всегда в состоянии выдержать конкуренцию по уровню зарплат», — объясняет проблематику директор LA’ consulting Юрий Симанков

Стимулы для трансформаций

Но есть и положительные моменты. По мнению директора департамента развития группы компаний «Авуар» Максима Левченко, у аудиторских организаций появились новые стимулы: «Рынок становится более цивилизованным, аудиторы разворачивают свой взор на более крупных клиентов, а для них важны качество оказываемой услуги и релевантный опыт. Таким образом происходит перераспределение объемов аудита и вместо прежней битвы за “демпинг” начинается битва компетенций».

Генеральный директор компании «Юкей-Аудит» Евгений Южанинов также видит предпосылки для роста качественных параметров развития отрасли: «Происходит ужесточение конкуренции за клиентов и кадры. В связи с более серьезным контролем за деятельностью аудиторов повышаются требования к качеству аудиторских услуг».

Законодатель задал стимулы и для роста консалтинговых практик. Этому во многом способствовали новации в области федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). 

По словам Ирины Маминой, переход бухгалтерского учета на новые ФСБУ, отражение переходных расчетов по аренде и основным средствам в бухгалтерской отчетности сформировали спрос за консалтинг по бухгалтерскому учету: «Но удовлетворить этот запрос смогли только компании, имеющие опыт и специалистов в сфере МСФО, серьезные методологические наработки по практике российского бухгалтерского учета». 

Директор консалтинговой аудиторской фирмы «Фин-аудит» Татьяна Ольховатская также видит рост спроса в связи с изменениями в законодательстве по бухгалтерскому учету: «Как показывает наша практика, самостоятельно разобраться в этом бухгалтерам трудно. Компаниям нужна методологическая помощь». 

Санкционный кризис между тем спровоцировал потребность в нестандартных и сложных услугах, таких как Due diligence: «Это стало особенно актуально в период ухода иностранного бизнеса с российского рынка и продаж иностранных активов российским покупателям», — отмечает Ирина Мамина.

Евгений Южанинов также наблюдал в прошлом году появление нового запроса на консультации в связи с геополитическими событиями: «Появилось много вопросов, связанных с применением валютных ограничений, выводом капитала, покупкой бизнеса, налогообложения доходов налоговых резидентов и нерезидентов, контролируемых иностранных компаний, релокацией бизнеса».

При этом изменился и характер запроса на некоторые виды консалтинга, в частности налоговый. По мнению Юлии Мазеиной, крупные компании рассматривают эту услугу как средство профилактики и предупреждения налоговых проблем: «Они стараются делегировать выявление и предотвращение рисков непредвзятым специалистам на аутсорсинге».

Именно поэтому, по мнению Юлии Мазеиной, последние три года стабильно растет спрос на инициативный бухгалтерский и налоговый аудит: «Собственники стремятся вовремя выявлять финансовые и юридические риски, не дожидаясь претензий со стороны контролирующих органов».

Выживет сильнейший 

Однако ответить на новые вызовы смогли далеко не все участники рынка, и это во многом связно с факторами устойчивости, наработанными в прежние годы. Егор Чурин относит к конкурентным преимуществам аудиторской организации цифровые технологии: «У современной аудиторско-консалтинговой компании должен быть собственный софт, а также технологии продвижения и оказания услуг. Группы, которые использовали и укрепляли такие технологии, расширяли линейку услуг и остались на рынке».

«Устойчивость компании обеспечивалась в первую очередь соотношением качества оказываемых услуг и стоимостью работ», — формулирует свой рецепт Максим Левченко. 

Специалист по контролю качества компании «Новый аудит» Ольга Котова к факторам конкурентоспособности относит применение риск-ориентированного подхода и акцент на качество проведения аудиторской проверки.

Аудиторский горизонт 

Прогнозы развития отрасли в этом году достаточно оптимистичны. Евгений Южанинов видит основания для роста объема и стоимости аудиторских услуг по сравнению с 2022 годом: «Клиенты уже в основном оправились от кризиса, многие готовы перезаключать договоры на проведение аудита и индексировать стоимость аудиторских услуг. Если не будет новых стрессов, ожидаем небольшой рост, по нашей компании это может быть 15 — 20% по сравнению с 2022 годом».

А вот оценки долгосрочных перспектив отрасли весьма неоднозначны. Участники исследования считают, что законодатель в прошлом году заложил фундаментальные основы для трансформации рынка аудита. По мнению Юрия Симанкова, тенденция сокращения количества аудиторских компаний в регионе продолжается: «Малые аудиторские компании будут закрываться или переходить в сегмент бухгалтерских услуг».

Егор Чурин видит основания для процессов укрупнения средних компаний и перегруппировки клиентской базы.

Ирина Мамина полагает, что рынок увидит взрывной рост спроса не формального, а качественного аудита: «Это в основном связано с резким сокращением числа игроков из-за законодательных новаций, повышением требований к аудиторским организациям. Не последнюю роль сыграл и уход “большой четверки” с российского рынка. Компании, которые пользовались услугами этой группы аудиторов, не готовы платить сверхвысокие гонорары за услуги вновь организованных компаний на базе иностранных».

При этом большинство участников исследования полагают, что рынку не избежать консолидации. 

— Повышение критериев для обязательного аудита и требований к аудиторским организациям не оставляет перспектив для развития малым компаниям. Очевидно, российскому рынку аудита придется пройти путь консолидации партнерских сетей. Такой период в мировой истории отрасли уже был. В этом случае происходит объединение частных аудиторских компаний, которые принимают единую корпоративную политику и стратегию развития, — аргументирует Максим Левченко.

Юлия Мазеина полагает, что в ближайшие два-три года рынок аудиторских услуг выйдет на другой уровень: «Думаю, стандарты отрасли придут к развитию комплексного консалтинга, нашим заказчикам будут нужны не просто проверка и выдача заключения, а целостная система оценки, снижения и предупреждения рисков с консультированием владельцев бизнеса».

По ее наблюдениям, между компаниями произошло перераспределение кадров и клиентской базы: «И эта рекомбинация будет продолжаться. Думаю, в 2023 — 2024 годах на рынке аудиторских услуг проявятся новые лидеры и сформируются новые тенденции».  

Авторы: Ирина Перечнева, Ирина Тетерева

Комментарии закрыты