
Отказ клиента в предоставлении запрошенных документов и информации, необходимых для выполнения требований антиотмывочного законодательства, является фактором повышенного риска и признаком подозрительной операции.
Росфинмониторинг разъяснил, как аудиторам идентифицировать представителя (директора), бенефициарного владельца и выгодоприобретателя, в том числе при заключении договора в рамках закона 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для госнужд при конкурсе на проведение аудиторской проверки (письмо № 04-00-07/34334 от 27.12.2024)
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 7 антиотмывочного закона 115-ФЗ субъекты антиотмывочного контура обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, пишет СРО ААС со ссылкой на Росфинмониторинг.
Пунктом 2.2 статьи 7 закона 115-ФЗ установлена обязанность субъекта первичного финансового мониторинга отказать в приеме на обслуживание клиента, в случае невозможности проведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. То же самое – если нет возможности получения информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, об источниках происхождения их денежных средств и (или) иного имущества.
При этом закон 115-ФЗ не содержит изъятий в части неидентификации представителя клиента (выгодоприобретателя, бенефициарного владельца клиента) в случае участия организации в закупочных процедурах по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Таким образом, по мнению Росфинмониторинга, имеет место нормативная коллизия между антиотмывочным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг. Чиновники ведомство совместно с Минфином намерены это исправить. До разрешения данной проблематики Росфинмониторинг предлагает руководствоваться следующим.
Для первичной идентификации потенциальных клиентов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ целесообразным использовать сведения, содержащиеся в документации о закупке заказчика, размещенной на сайте соответствующей электронной площадки, а также в Единой информационной системе «Закупки» (zakupki.gov.ru).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.1 закона 115-ФЗ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обновлять информацию об аудируемых лицах, их представителях и (или) выгодоприобретателе, бенефициарных владельцах (норма применяется с 30.12.2024). В случае отсутствия у аудитора каких-либо идентификационных данных в отношении аудируемого лица, его представителя или бенефициарного владельца, принятого на обслуживание до вступления в силу этой нормы, аудитору следует обновить информацию о клиенте, его представителе, бенефициарном владельце после 30.12.2024.
Росфинмониторинг также обращает внимание, что отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных документов и информации, необходимых субъекту для выполнения требований антиотмывочного законодательства, является фактором повышенного риска, который должен учитываться при отнесении клиента к той или иной группе риска. Также это является признаком необычной операции, которую можно признать подозрительной и о которой надо сообщить в Росфинмониторинг (код признака необычной операции (сделки) — 1106).