Источник: АНО «Единая аттестационная комиссия«
Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК») проанализировала произошедшие за последние 6 лет изменения в результатах сдачи квалификационного экзамена на аттестат аудитора и представляет итоги анализа заинтересованным участникам аудиторского сообщества.
Квалификационный экзамен действующей модели проводится АНО «ЕАК» с 31 марта 2020 года. Экзамен проводится в три этапа.
На первом этапе (базовом уровне) в ходе компьютерного тестирования автоматически оцениваются начальные компетенции для входа в профессию: знание и понимание нормативно-правовых и теоретических основ; умение применять базовые знания по каждой области компетентности в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью. По сравнению с ранее действовавшим квалификационным экзаменом применяется комплексный подход к формированию тестовой базы, обеспечивающий проверку знания и понимания претендентом базовых вопросов профессиональной деятельности.
На втором этапе (основном уровне) квалификационного экзамена проверяются установленные программой компетенции по 6 модулям: умения применять знания и практические умения, а также использовать профессиональные навыки по каждому модулю из установленных областей аттестации в процессе решения нескольких ситуационных заданий и практических вопросов.
Третий этап (квалификационный уровень) экзамена состоит из одного модуля «Комплексная задача», который оценивает более глубокую степень владения компетенциями всех модулей второго этапа и умение их использовать комплексно, применяя профессиональные навыки как способность оценивать и учитывать влияние всех факторов (рисков) на выполнение аудиторского задания и составление аудиторского заключения. При этом на экзамене претендентам доступны все необходимые нормативно-правовые источники.
Предыдущая модель квалификационного экзамена состояла из компьютерного тестирования и письменной работы, в которую входили теоретические вопросы из пяти областей знаний и одна практическая задача.
Проведенный АНО «ЕАК» анализ результатов модульного квалификационного экзамена с 31 марта 2020 г. по 31 декабря 2023 г. показал эффективность новой модели по сравнению с предыдущим экзаменом и поступательное повышение результатов сдачи экзаменов.
Так, в ходе компьютерного тестирования предыдущей модели экзамена в 2018 году из 1111 участников успешно сдали тесты 344 человека (31%), в 2019 году из 1629 претендентов сдали тестирование 519 человек (32%). На экзамене действующей модели средний процент сдачи первого этапа (компьютерного тестирования) составил в 2020 г. – 58%, 2021 г. – 53%, 2022 г. – 58%, 2023 г. – 58%.
Письменную работу предыдущей модели экзамена в 2018 году успешно сдали 273 из 875 участников (31,2%), в 2019 году – 259 из 866 участников (29,9%). Что касается действующего экзамена, то на втором этапе средний процент сдачи составил в 2020 г. – 34,3%, 2021 г. – 37,7%, 2022 г. – 38,5%, 2023 г. – 43,9%. А решение комплексной задачи текущего экзамена дало еще более высокие результаты: в 2021 г. – 48,1%, 2022 г. – 54,3%, 2023 г. – 72,9% (в 2020 г. экзамен третьего этапа не проводился).
Улучшение показателей сдачи этапов по сравнению с экзаменом предыдущей модели в ЕАК связывают с высокой практикоориентированностью новой модели экзамена и уходе от тотальной зубрежки. Акцент в экзаменационных заданиях делается на то, чтобы претенденты понимали требования профессиональных стандартов и регуляторов и умели их применять в своей профессиональной деятельности.
Единая аттестационная комиссия постоянно работает над совершенствованием квалификационного экзамена. Произошедший с 2020 г. рост показателей сдачи второго и третьего этапов экзамена подтверждает успешность методических мероприятий, осуществляемых ЕАК.
Методическую подготовку претендентов к сдаче квалификационных экзаменов Комиссия осуществляет по нескольким направлениям. Прежде всего, на сайте АНО «ЕАК» в свободном доступе размещаются методические материалы, которые постоянно актуализируются. Также для повышения уровня подготовки в личных кабинетах участников экзамена на сайте ЕАК регулярно обновляется раздел «Подготовка к экзамену». В нем можно найти информацию для самоподготовки по всем этапам экзамена: источники информации, рекомендуемые для подготовки, примеры экзаменационных вопросов, методические материалы, анализ типичных ошибок и рекомендации, результаты сдачи экзаменационных сессий.
ЕАК постоянно развивает и активно внедряет современные технологии методической подготовки к сдаче экзамена, в частности такую форму консультирования претендентов, как онлайн-вебинары. Результаты сдачи экзамена доказывают, что консультационные и, особенно, практические вебинары являются важным подспорьем в подготовке претендентов. Так, результативность сдачи экзаменов в группах, участвовавших в вебинарах, на 15-25% выше (в зависимости от конкретного экзаменационного модуля), чем в среднем по всем участникам экзамена.
Совершенствование форм методической подготовки к сдаче квалификационного экзамена обсуждается и принимается к внедрению Методическим советом ЕАК. Создание Методического совета в декабре 2017 года стало стратегически важным шагом в переходе к новой модели квалификационного экзамена на единой методологической платформе международных стандартов аудиторской деятельности и системы профессиональных ценностей. В Методический совет входят высококомпетентные эксперты: представители научной, образовательной среды и профессионального сообщества, обладающие высоким уровнем квалификации в установленных областях аттестации аудитора, имеющие достижения, опыт методической работы и экспертной деятельности.
По итогам сессий первого этапа (один раз в квартал) и каждой сессии второго и третьего этапов Методический совет ЕАК проводит анализ типичных ошибок, допущенных претендентами, после чего публикует результаты анализа на официальном сайте ЕАК вместе с рекомендациями экспертов по подготовке к экзамену.
Важным независимым органом, влияющим на качество квалификационной аттестации, является Совет по мониторингу компетенций аудиторов (МКА) при АНО «ЕАК», функции которого заключаются в организации и проведении мониторинга по определению актуальных профессиональных компетенций. Совет по МКА анализирует перечень и содержательное наполнение компетенций аудиторов, проверяемых в ходе квалификационного экзамена, обеспечивает мониторинг изменения компетенций аудиторов, определяемых требованиями международных стандартов. Совет по МКА взаимодействует с аудиторскими организациями с целью повышения профессионального уровня претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора. Члены Совета также разрабатывают предложения и рекомендации по актуализации компетенций, проверяемых в ходе квалификационного экзамена.
Наряду с лучшими мировыми практиками мониторинг компетенций аудитора является первоисточником национальной системы регулярных исследований по оценке востребованности компетенций в аудите, сопутствующих и прочих услугах, что способствует совершенствованию квалификационного экзамена аудиторов.
Таким образом, современная модель квалификационного экзамена – это независимая оценка совокупности компетенций (знаний и профнавыков), необходимых для осуществления аудиторской деятельности, реализованная в компьютерной среде и находящаяся в постоянном развитии, что обеспечивает профессионально-общественный мониторинг (МКА), высококомпетентный состав экспертов Методического совета и постоянно совершенствующаяся система методической поддержки участников экзамена.