В том числе, даны рекомендации по составлению и раскрытию АЗ при разных вариантах подготовки раскрываемой отчетности.
Минфин рассказал об аудите консолидированной отчетности, составленной с изъятием отдельных сведений.
Годовая консолидированная отчетность организации (включая не создающих группу) подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и раскрывается вместе с этой отчетностью. При этом если в отчетности имеются сведения, содержащие гостайну или засекреченные правительственным постановлнием, то раскрытию подлежит отчетность без этих сведений. О составлении отчетности с изъятием Минфин уже давал свои разъяснения.
Длинные новые разъяснения по аудиту сводятся к тому, что надо отделять мух от котлет: АЗ должно соответствовать проаудированной отчетности. Если это отчетность с изъятием – АЗ должно быть по отчетности с изъятием. Если полная – то по полной. Одно должно прилагаться к другому, и к отчетности не должно быть приложено не соответствующее ей АЗ и наоборот (отчетность – к АЗ).
Раскрытие тоже должно иметь место с АЗ по отчетности с изъятием. То есть, раскрываемую отчетность тоже надо аудировать. Иными словами, проверяются оба комплекта отчетности, составляется два АЗ (за одним исключением, о котором сказано ниже).
Если аудиторская организация узнала, что «полное» АЗ раскрыто с отчетностью с изъятием, то должна оценить влияние изъятых сведений, пообщаться с руководством аудируемого лица, а также – решить, куда надо внести изменения: в АЗ или в отчетность с изъятием. Если влияние существенное, может также потребоваться удалить АЗ из раскрытия.
Если раскрываемая отчетность может быть охарактеризована как обобщенная консолидированная финансовая отчетность в смысле МСА 810 (пересмотренный) «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности», то проверка такой отчетности проводится в соответствии с этим стандартом. При этом аудиторская организация может принять задание по выдаче заключения об обобщенной отчетности, только если проводила аудит полной отчетности, на основе которой составлена обобщенная.
Иначе – проверка раскрываемой отчетности проводится в соответствии с МСА 800 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения». В АЗ включается раздел «Важные обстоятельства», где должно быть указано, что раскрываемая отчетность – не полная, а также – что модифицированное мнение по этому вопросу не выражается. Минфин привел пример текста такого раздела.
В разделе «Прочие сведения» АЗ о раскрываемой отчетности аудиторская организация может сослаться на «полное» АЗ или на включенный в него вопрос (вопросы). В частности, – на раздел «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности», включенный в АЗ о полной отчетности.
Если в раскрываемой отчетности сохранено заявление о соответствии МСФО, в случае нераскрытия необходимой информации, аудитор при определенных условиях должен включить нераскрытую информацию в раздел «Основания для выражения мнения с оговоркой» модифицированного АЗ. Но, если эта информация не подготовлена аудируемым лицом, или если она чересчур объемна, такое включение может быть нецелесообразным.
Если изъятие сведений из полной отчетности оказывает на нее всеобъемлющее влияние, то аудиторская организация должна выразить отрицательное мнение о раскрываемой отчетности.
Отдельные инструкции Минфин дал по отчетности с изъятием, подготовленной корректурным способом. Она не должна содержать примечание с заявлением о соответствии МСФО, равно как не содержит описание иной концепции подготовки отчетности, и – аудиторская организация не может принять задание по проведению аудита такой отчетности. Такая отчетность не должна быть представлена или опубликована с «полным» АЗ, а если вдруг такое произошло, аудитор может потребовать удалить АЗ из раскрытия («информация» N ОП 19-2023).