Минфин прокомментировал ряд последних нормативных актов. В том числе, рассказал, в какой части вступило в силу соглашение об аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС.
Проверки со стороны госорганов
Постановлением правительства РФ от 14 декабря 2023 г. № 2140 определены случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок на 2024 год. В частности, продлен действующий мораторий на надзорные проверки до конца 2024 года.
Минфин разъяснил, что это означает применительно к сфере аудиторской деятельности. В 2024 году Казначейство России будет проводить внеплановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям, а Минфин – внеплановые проверки деятельности СРО без согласования с органами прокуратуры по:
- поручениям президента РФ, премьера и его заместителей;
- требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Помимо этого, Казначейство и Минфин будут продолжать проводить указанные проверки по согласованию с органами прокуратуры в случаях, установленных постановлением № 336 – при непосредственной угрозе и по фактам причинения вреда безопасности государства, по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 года, а Казначейство – также при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В иных случаях Казначейством и Минфином внеплановые проверки проводиться не будут.
Секторальная оценка антиотмывочных рисков
Казначейство должно проводить оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов по сектору аудиторской деятельности (секторальная оценка рисков). Приказом ФК № 24н утвержден порядок проведения такой оценки.
Основными целями ее являются:
- определение факторов подверженности сектора рискам ОД и ФТ;
- актуализация параметров модели оценки рисков, утвержденной Федеральным казначейством;
- определение динамики уровня риска ОД и ФТ в секторе в целом;
- ранжирование отдельных сегментов (видов деятельности) в секторе по уровню риска ОД и ФТ;
- определение степени внимания, которое необходимо уделять соответствующим сегментам (видам деятельности);
- оценка эффективности мер, принятых для снижения рисков ОД и ФТ в секторе по результатам национальной оценки рисков ОД и ФТ и предыдущей секторальной оценки рисков;
- выработка мер для снижения рисков ОД и ФТ в секторе;
- информирование сектора о новых рисках (типологиях) ОД и ФТ.
Вступило в силу соглашение по ЕАЭС
В связи с завершением внутригосударственных процедур в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии и России 25 декабря 2023 года на территории Евразийского экономического союза, в том числе, на территории РФ вступило в силу соглашение об аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС. Оно вступило в силу не в полном объеме, а лишь в части, касающейся:
- ведения реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов;
- организации оказания аудиторских услуг;
- регулирования аудиторской деятельности и участия в нем профессиональных объединений (СРО);
- внешнего контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности.
Остальные положения соглашения вступят в силу позднее, а именно – с даты вступления в силу решения Высшего Евразийского экономического совета, предусматривающего отнесение услуг в области аудита к секторам (подсекторам) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках ЕАЭС.
В связи с вступлением в силу соглашения в государствах-членах ЕАЭС начинается работа по приведению национального законодательства в соответствие соглашению. При этом соглашением не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ (ИС-аудит-68).