Ведомство сообщило, как надо будет действовать при независимой проверке отчетности получателя дохода от целевого капитала, не являющегося собственником такого капитала, независимой проверке отчетности НКО-собственника целевого капитала, независимой проверке отчетности управляющих компаний.
Минфин выпустил информационное сообщение в связи с недавним принятием закона 349-ФЗ о замене аудита некой проверкой годовых отчетов по целевому капиталу НКО. В этой части закон вступит в силу с 1 марта 2025 года. Напомним, что в настоящее время НКО – собственник целевого капитала должна обеспечить проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, распределением дохода от него, если балансовая стоимость имущества превышает 20 млн рублей.
Что установил закон
Вместо этого вводят норму об обязательной проверке годового отчёта о формировании, пополнении (и так далее) целевого капитала. Указанная проверка будет проводиться также при балансовой стоимости имущества от 20 млн рублей. Проверка должна будет проводиться аудиторской организацией, и заключение должно будет составляться по стандартам аудиторской деятельности и должно будет содержать мнение о достоверности указанного отчёта.
Критерий, при котором управляющая компания должна будет обеспечивать проверку своего отчёта по управлению имуществом, останется прежним – 45 млн рублей. При этом обязательный ныне аудит также будет заменён на проверку, которую будет проводить аудиторская организация. Кроме того, для получателей дохода от использования целевого капитала, которые не являются его собственниками, устанавливается новое требование к аудиторскому заключению: оно должно будет содержать мнение о соблюдении данным получателем дохода порядка использования этого дохода, установленного законом. Аудит останется так же, как и сейчас, от 5 млн финансирования.
Какие варианты у аудиторов
Минфин дал разъяснения о том, как следует действовать при:
- независимой проверке отчетности получателя дохода от целевого капитала, не являющегося собственником такого капитала. Обязательные аудиторские услуги будут включать обязательный аудит и выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность (пока что – только обязательный аудит). Предметом обязательного аудита (который нужен при финансировании от 5 млн) будет вся отчетность, тогда как сейчас – только в части использования дохода от целевого капитала. Минфин также назвал применимые МСА, предмет задания, оформляемые документы;
- независимой проверке отчетности НКО-собственника целевого капитала. Минфин привел 4 варианта сочетания двух факторов: отвечает или нет НКО хотя бы одному условию обязательного аудита, и превышает или нет балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, 20 млн рублей. При обоих положительных ответах нужен и обязательный аудит годовая бухгалтерской (финансовой) отчетности, и выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность. Вторая услуга может оказываться либо в ходе обязательного аудита, либо независимо от проведения обязательного аудита, решает это НКО. Если оба этих признака отсутствуют, то не нужно ни того, ни другого. Минфин также назвал применимые стандарты и описал требуемые по итогам этих проверок заключения;
- независимой проверке отчетности специализированной организации управления целевым капиталом;
- независимой проверке отчетности управляющей компании по доверительному управлению целевым капиталом. Тут также 4 варианта сочетания двух факторов: отвечает или нет УК хотя бы одному условию обязательного аудита, и превышает или нет балансовая стоимость управляемого имущества 45 млн рублей. При превышении (помимо обязательного аудита, если он нужен) требуется аудит или обзорная проверка (исходя из потребностей НКО-собственника целевого капитала) отчета о деятельности УК по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал.
В качестве корреспондирующих изменений Минфин назвал такое: высший орган управления НКО-собственника целевого капитала будет утверждать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала.
Что нельзя индивидуальным аудиторам
Кроме того, Минфин рассказал об обновленных ограничениях в отношении индивидуальных аудиторов. Теперь оговорено, что ограничения могут быть установлены не только законом «Об аудиторской деятельности», но и другими федеральными законами. В частности, согласно иным законам индивидуальный аудитор не вправе:
- проводить аудит и иные проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности (статья 5 закона «О консолидированной финансовой отчетности»);
- проводить обязательную проверку годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (статья 12 закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» в редакции закона № 349-ФЗ);
- оказывать услугу по сопоставлению данных, содержащихся в отчетности иностранного юрлица, являющегося участником ООО, представленной в налоговый орган соответствующей страны (часть 6.2 статьи 4.1 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
(сообщение от 22 ноября 2024 года № ИС-аудит-72).