
Установлены отдельные факты неиспользования функционала ЛК на сайте Росфинмониторинга, проблемы с ПВК и другое.
Казначейство выпустило обзор практики по контролю (надзору) в антиотмывочной сфере в отношении аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям, за 2023 год.
В целях данного вида контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. Параметрами присвоения уровня риска являются значение индикатора риска, который присваивается деятельности аудиторской организации Росфинмониторингом, общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала услуги по проведению обязательного аудита, и наличие негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации. Казначейство присваивает каждой фирме один из 4 уровней риска:
- высокий;
- повышенный;
- умеренный;
- низкий.
Выбор казначейством контрольных мероприятий зависит от уровня риска:
- для высокого уровня риска – плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;
- для повышенного уровня риска – плановая проверка в виде документарной или выездной проверки;
- для умеренного уровня риска – информирование;
- для низкого уровня риска – контрольные мероприятия не проводятся.
О присвоенных аудиторским организациям рисках Федеральное казначейство информирует также СРО ААС для целей выбора контрольных мероприятий.
В течение 2023 года казначейством проводился анализ использования аудиторскими организациями, работающими с ОЗО, личных кабинетов на сайте Росфинмониторинга. Установлены отдельные факты неиспользования функционала ЛК, что может свидетельствовать о несоблюдении указанными аудиторскими организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ. По итогам проведенного анализа в адрес 65 аудиторских организаций направлены письма о необходимости использования перечней и решений, доводимых Росфинмониторингом до аудиторских организаций посредством ЛК, при проведении идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев.
Наиболее серьезными нарушениями и недостатками стали:
- несоответствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (ПВК) требованиям законодательства;
- несоблюдение требований ПВК, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных ПВК, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев;
- несоблюдение требований законодательства по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством;
- несоблюдение требований законодательства по уведомлению финмониторинга о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут проводиться в целях ОД/ФТ.
Выявленные в ходе проверок нарушения допускались аудиторскими организациями в связи с несвоевременным ознакомлением с нормативными изменениями, недостаточным знанием требований антиотмывочного законодательства, а также с несвоевременным прохождением специальным должностным лицом обучения по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ, пришло к выводу ФК.