Власти обещают не предпринимать новых существенных изменений модели регулирования данной сферы до 2030 года. Однако текущие актуальные корректировки всё равно будут иметь место.
Правительство утвердило основные направления госполитики в сфере бухучёта, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года. В том числе, документ содержит раздел, посвящённый совершенствованию экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Власти для начала подчёркивают, что после предпринятых существенных изменений модели регулирования в данной сфере необходим период адаптации для субъектов аудиторской деятельности. К 2030 году хотят достичь максимального эффекта от реализованных изменений. В частности, надеются на повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля, в возрастании уровня востребованности результатов аудита.
При этом власти обещают не предпринимать новых существенных изменений модели регулирования данной сферы до 2030 года. Однако текущие актуальные корректировки всё равно будут иметь место. В частности, закон об аудиторской деятельности приведут в соответствие с соглашением об аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС.
Контроль, надзор
Изменения могут возникнуть также в части внешнего контроля деятельности и применения мер воздействия к аудиторским организациям и аудиторам. Механизм подтверждения репутации будущих членов СРО планируется увязать с требованиями к репутации, утверждёнными СРО. СРО аудиторов получит право обращаться в суд заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным. Устранят дублируемые контрольные мероприятия со стороны Казначейства и СРО в сфере антиотмывочного законодательства. За грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности как аудиторам, так и аудиторским организациям хотят усилить ответственность, в том числе и имущественную.
Решат, кому должна принадлежать доля уставного капитала, составляющая не менее 51%, в случае смерти аудитора, которому принадлежит такая доля. Одно и то же лицо не сможет обладать полномочиями исполнительного органа в двух и более аудиторских организациях.
Новые ОЗО и новые доходы
В перечень общественно значимых организаций включат компании, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, функционирования объектов инфраструктуры. Список ОЗО также расширят за счет организации с госучастием, указано в документе. С учётом сложившейся правоприменительные практики хотят уточнить порядок регистрации субъектов аудиторской деятельности, в том числе, оказывающих услуги ОЗО.
Аудиторов включат в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухучета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам законом о бухучете. Дополнительные доходы аудиторы смогут получать за счет оказания услуг по проведению аудита систем внутреннего контроля в тех случаях, когда организации такие системы обязаны создавать. Аудиторы также смогут:
- подтверждать раскрываемую информацию об устойчивости;
- оценивать техническое и программное обеспечение ведение бухучёта организациями;
- консультировать в случае выпуска ценных бумаг, финансовых инструментов в иностранных юрисдикциях, ведения внешнеэкономической деятельности;
- консультировать по вопросам управления зарубежными активами, налогообложения в иностранных юрисдикциях.
Наличие или отсутствие аудиторского заключения или иного выдаваемого аудиторской организацией документа в некоторых случаях будет рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта. Также власти готовят изменение системы закупок аудиторских услуг, совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Планируется также ряд других изменений и усовершенствований (распоряжение правительства РФ от 22.11.2024 N 3386-р).
О том, что готовят для сферы бухучета, мы рассказали здесь.