
Автор: Алексей Иванов, основатель проекта «Переводчик с бухгалтерского», участник разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, к.э.н., доцент
В конце прошлого года премьер-министр утвердил Распоряжение Правительства от 22.11.2024 №3386-р «Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года». Тема важная, документ объемный, поэтому посвящу ему несколько постов.
Итоги реализации государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности к 2024 году
Сегодня оценю, как чиновники видят то, что сделано к текущему моменту. Выделю главные цитаты документа и прокомментирую их.
«К 2024 году в Российской Федерации создана и функционирует система бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, соответствующая современному уровню развития экономических и гражданско-правовых отношений»
Я бы сказал по-другому. Создана и функционирует система разработки нормативных документов в этой сфере. Но сами документы пока соответствуют современному уровню далеко не полностью, не говоря уже о практике их применения.
«В сравнении с финансовой отчетностью, составлявшейся по ранее действовавшим правилам, сегодня ее пользователи видят реальное положение дел у экономического субъекта, а не только соответствие финансовой отчетности установленным правилам, суммы, которые можно получить от использования активов, а не суммы потраченных на их приобретение средств, все подлежащие исполнению экономическим субъектом обязательства, а не только их задокументированную часть, результативность и риски деятельности руководства экономического субъекта»
Важный момент: движемся в сторону МСФО. Финансовая отчетность должна помогать пользователям принимать экономические решения. На основе исторической стоимости это делать невозможно. Но пока этому соответствуют в основном ФСБУ нового поколения, если их правильно применять.
«С целью оптимизации затрат на ведение бухгалтерского учета и снижения административной нагрузки требования к бухгалтерскому учету дифференцированы для разных категорий экономических субъектов»
Все так. Для крупного бизнеса — ФСБУ в полный рост и МСФО для консолидированной отчетности, для малого — упрощенный бухучет.
«Реализованный в настоящее время подход к регулированию бухгалтерского учета обеспечивает прозрачность этого процесса, его информационную открытость и вовлеченность в него широкого круга заинтересованных лиц. Интересы последних реализуются через процедуру принятия стандартов бухгалтерского учета, установленную Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В рамках этой процедуры разработка и публичное обсуждение проектов стандартов бухгалтерского учета осуществляются, как правило, субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (профессиональными и деловыми объединениями)»
Действительно, инфраструктура применения закона №402-ФЗ создана и работает. Если смотреть на уже утвержденные ФСБУ, то здесь паритет между государственными и негосударственными регуляторами: четыре стандарта разработал БМЦ (ФСБУ 5/2019, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 14/2022), столько же — Минфин (ФСБУ 25/2018, ФСБУ 27/2021, ФСБУ 28/2023, ФСБУ 4/2023). Но следующие восемь ФСБУ разрабатываются исключительно негосударственными регуляторами. Пока. Не уверен, что ИПБР справится со своими двумя проектами.
В целом, все по делу, но есть нюанс. Авторы документа живут немного в будущем. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности будет соответствовать этому видению, если продолжать в том же духе. Лет через 10. В части регулирования. Когда требования нормативки будут соблюдаться на практике — не для галочки, а по-настоящему — сказать сложно.
Там еще про аудит есть. В подробности вдаваться не буду, но в общем:
«Обеспечено стабильное функционирование рынка аудиторских услуг»
Ну, не знаю. По мне, например, консолидация профессии вокруг единственной СРО — такое себе достижение. Да и народ из аудита побежал, судя по моим знакомым.
Основы государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Теперь познакомлю вас с базовыми постулатами свежесформулированной политики.
«Регулирование системы бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет осуществляться полностью на национальном уровне»
Это означает, что использовать МСФО и МСА в качестве национальных стандартов не планируется. Если Минфин решит, что нужно использовать в работе международный стандарт — его перевод утвердят отдельным приказом. Такой порядок позволит обеспечить информационную независимость и безопасность страны. Здесь ничего нового, просто давняя позиция регулятора сформулирована в явном виде.
«В среднесрочной перспективе государственная политика в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности»
Перевожу: до 2030 года революции в регулировании бухучета и аудита не случится. Изменения будут вноситься точечно. Нового закона «О бухгалтерском учете» не случится. ФСБУ будут разрабатываться в плановом порядке с оглядкой на МСФО. И это хорошо. Несмотря на популистские заявления некоторых депутатов и последовавший позже запрос Минфина в БМЦ о том, сохраняется ли актуальность применения МСФО в качестве основы разработки ФСБУ, курс будет продолжен. Независимо от политической обстановки, МСФО — это best practices современных требований к финансовой отчетности.
«Будет продолжена практика планирования разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 5 лет, принятия каждого стандарта по процедуре, включающей несколько публичных обсуждений, экспертиз, поддержания неизменности количества федеральных стандартов бухгалтерского учета, минимизации случаев содержательного изменения стандартов»
И это здорово! Возможность профсообщества участвовать в разработке ФСБУ — ценнейшее из того, что дал нам 402-ФЗ. Не перекраивать уже принятые стандарты — тоже логично, правила должны быть стабильными. А вот насчет поддержания неизменного количества ФСБУ я не понял. В документе есть сноска на то, что якобы с 2011 года количество ФСБУ остается без изменений. Но это не так: не все новые ФСБУ вытесняют старые ПБУ. Как минимум, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 27/2021, ФСБУ 28/2023 увеличили общее количество стандартов. Да и Программа разработки ФСБУ на 2022-2026 гг. предусматривает появление нескольких абсолютно новых ФСБУ.
«Должна быть повышена дисциплина исполнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета»
Так выпьем же за это! Особенно, если «а-та-та» относится не только к негосударственным регуляторам, но и к Минфину. Вспомним хотя бы историю с переписыванием текста ФСБУ 5/2019 после его рекомендации к утверждению Советом по бухучету.
«Вопросы развития учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут рассматриваться во взаимосвязи с формированием иных видов отчетности»
А вот это звучит тревожно. Нельзя создать отчетность, которая одновременно соответствует МСФО и НК РФ.
«Органы государственной власти должны обеспечить возможности для участия в выработке и реализации государственной политики деловому, профессиональному и научному сообществам»
Такие возможности уже есть, они заложены законом «О бухгалтерском учете» и реализованы как государственным, так и негосударственными регуляторами через процедуру общественного обсуждения проектов ФСБУ.
Вот три главных направления, которые обещают развивать в среднесрочной перспективе:
«Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости в качестве основного инструмента регулирования»
Правительство еще раз подчеркивает приоритет разработки современных бухгалтерских стандартов, эта мысль красной нитью проходит по всему документу. Из интересного: упомянуты стандарты раскрытия информации об устойчивости. В действующей Программе разработки ФСБУ на 2022-2026 гг. такие стандарты не предусмотрены. Видимо, в Программе на 2026-2030 гг. стоит ждать аналогов новейших (вступили в силу с 2024 года) МСФО: IFRS S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием» и IFRS S2 «Раскрытие информации, связанной с климатом». Как минимум, первого. Скриньте, как говорится.
«Расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей»
В ГИР БО будет доступно больше видов финансовой отчетности, в том числе промежуточная, консолидированная и информация об устойчивости (еще одно подтверждение моему комментарию к предыдущей цитате). Внедрят электронные аудиторские заключения. Появятся инструменты анализа и сопоставления отчетности, фильтры и настраиваемое отображение информации. Этакий терминал Блумберга на минималках. Бесплатный, что немаловажно!
«Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций»
Планируется принять мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля аудиторской деятельности до 2030 года. При этом могут производиться точечные корректировки. Например, пересмотр перечня общественно значимых организаций, усиление ответственности аудиторов, изменение системы закупок аудиторских услуг. Еще обещают доработать систему внешнего контроля в сфере аудиторской деятельности — ну, вы понимаете в какую сторону обычно эти доработки ведут. Чтобы аудиторы совсем не загрустили, Правительство анонсирует расширение практики оказания аудиторами услуг по проверке систем внутреннего контроля, профессионального подтверждения раскрываемой информации об устойчивости и прочего консалтинга. Нормально так: с одной стороны конкретное закручивание гаек, с другой абстрактное «формирование и расширение практики». Аудиторы, держитесь там!